38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Путаница в классификации и отличительные признаки рода

Истерический невроз и истерическое личностное расстройство: критерии для дифференцирования

Под словом «гистрионический (истерический)» современная психиатрия и психология подразумевают два отличающихся состояния:

Для дифференцирования данных состояний нам следует вспомнить некоторые фундаментальные основы, такие как критерии невроза, психопатии и уровни организации психической патологии.

Давайте с Вами вспомним уровни организации патологии, рассматриваемые в психодинамических направлениях (Кернберг, Мак Вильямс):

1. Невротический уровень (причина — внутриличностные конфликты, идентичность и личность в «норме», оценка реальности сохранна);

2. Пограничный уровень (патология личности или ее деформация, «размывание «границ идентичности, оценка реальности в норме);

3. Психотический уровень (потеря идентичности и оценки реальности).

Рассмотрим каждое, выделив ключевые диффернцировочные признаки.


Кратковременные состояния с конверсивной и/или диссоциативной симптоматикой называют «истерическим неврозом». Суть его заключается в том, что в психике не могут «ужиться» две тенденцции: одна в желании что-то сделать, а другая — в запрещении этого желания (нормы, правила, воспитания, цензура и т.д.). Психика из-за запретов вытесняет желание, не давая ему осознаться, переводя в симптом, порой очень символический.

Главными защитными механизмами являются:

1. вытеснение (репрессия);

Подчеркну — это обратимое состояние и имеет благоприятный психотерапевтический прогноз.

Данные состояния – патология невротического уровня.

На данный момент данные состояния относятся в классификаторах психических расстройств к разделу «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (МКБ).

Употребление формулировки «истерическая (гистрионическая) личность» для подобного рода клиентов является не правомерным, так как в данной категории симптомы не относятся к патологии личности.

Гистрионическое личностное расстройство (ГЛР)

ГЛР — личностное состояние, несущие в основе определенную личностную организацию, которое не обратимо. Для диагностики ГЛР есть определенные диагностические критерии, касающиеся функционирования личности, межличностного взаимодействия, основополагающим из которых является привлечение внимания всеми возможными способами+эмоциональная экспрессивность в гипертрофированном виде+ театрализованность поведения ( в конце статьи ссылка на статью, посвященную подробному разбору ГЛР).

Это расстройство в континууме симптомов более высокий порядок (вспомним психоаналитическую организацию уровней психопатологии о которой речь шла в начале статьи). В таком случае речь идет о ГЛР (пограничный уровень, к которому относятся личностные расстройства), которое уже не включает в себя психические нарушения конверсионного и диссоциативного характера как симптомов, а включает нарушения характера.

Основные защитные механизмы при ГЛР:

1. Репрессия (более сложно организованная, чем при неврозе);

2. Идеализация с последующей инфляцией;

4. Диссоциация (более высокого ранга, чем при неврозе);

Критерии личностного расстройства (психопатии) по Ганнушкину:

«Истерическое личностное расстройство» в МКБ-10 помещено в рубрику «Расстройства личности и поведения во взрослом возрасте» под кодом F60.4.

Мы рассмотрели основополагающие критерии, дифференцирующие невроз и личностное расстройство. Но, как мы говорили выше, существует и более патологичный вариант — психотический вариант, представленный в психиатрии как «истерический психоз» (пуэриллизм, ступор, диссоциации и суженное сознание). Это уже область большой психиатрии.

Данный ряд рассмотренных нами расстройств, их локализации на определенных уровнях еще раз свидетельствует в пользу континуальности.

Деление и классификация понятий

В реальном мире между предметами существуют объективные отношения, связи. И именно поэтому наряду с определением понятий исключительную роль играет их деление и классификация.

При изучении какого-то понятия, если мы рассматриваем его, чтобы исследовать реальность, мы всегда ориентируемся на распределение предметов, которые мыслятся в понятии, т.е. вольно или невольно раскрываем его объем. Деление понятий — это на самом деле деление объемов понятий.

Делением называется логическое действие, посредством которого объем рассматриваемого понятия распределяется между рядом подмножеств с помощью избранного основания. Одновременно деление раскрывает объем понятия путем выделения входящих в него возможных видов элементов.

В структуру деления входят три составные части: делимое понятие (в его объеме выделяются возможные виды); члены деления (представляют собой понятия видов, на которые делится объем делимого понятия); основание деления (признак, в соответствии с которым выделяются члены деления).

Например, объем понятия «война» может быть поделен по разным основаниям. Если взять за основание деления используемое в войне оружие, то в объеме понятия «война» можно выделить следующие виды войн: «ядерная война», «война, ведущаяся обычным оружием», «химическая война», «бактериологическая война» и т.д. Если основанием деления служит масштаб войны, то может быть такое деление: «локальная война», «региональная война», «глобальная война» и т.д. Если основание — сферы человеческой жизнедеятельности, то понятие «война» делится на следующие виды войн: «космические войны» («звездные войны»), «войны на море» и т.д.

В логике выделяют два способа деления понятий: таксономический и мерологический.

Таксономическое (от лат. taxare — оценивать) деление — это выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами видовых понятий.

В свою очередь оно подразделяется на дихотомическое деление и деление по видоизменению признака.

Дихотомическое (двучленное) деление предполагает, что объем понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака, на два противоречащие понятия: «А» и «не — А».

Например, понятие «общество» делится на два противоречащих понятия: «классовые общества» и «бесклассовые общества»; понятие «радиоактивность» делится на понятия «естественная радиоактивность» и «искусственная (неестественная) радиоактивность. Понятие «не — Л» может делиться на два противоречащих: «В» и «не — В», а «не — В» может делиться на «С» и «нс — С».

Можно продолжить деление понятия «радиоактивность». Например, «неестественная радиоактивность» (не — А) делится в свою очередь на «радиоактивность, возникшую в результате использования ядерного оружия» (В) и «радиоактивность, возникшую при взрыве атомного реактора» (не — В). Известно, что «радиоактивность, возникшая при взрыве атомного реактора» (не — В), может быть следствием «нарушения технологии остановки работы ядерного реактора» (С), а может быть и «не от нарушения технологии остановки ядерного реактора» (не — С). И так далее.

Дихотомия имеет ряд преимуществ: в ней не надо перечислять все виды делимого рода. Выделяется один вид, а затем образуются противоречащие понятия. Деление всегда соразмерно и всегда производится по одному основанию. Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия может оказаться неопределенным (например, при делении «радиоактивности» на «радиоактивность, возникшую от нарушения технологии» и на «радиоактивность не от нарушения технологии». Второе понятие содержит значимый параметр неопределенности. Во-вторых, четким и последовательным является по существу лишь деление на два первых противоречащих друг другу понятия. В связи с отмеченным дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.

При делении по видоизменению признака основанием деления выступает признак, по которому образуются видовые понятия.

Например, «ядсрныс взрывы» в зависимости от сферы их проведения делятся на соподчиненные виды: «воздушные», «наземные», «подводные», «подземные», «космические».

В качестве основания могут быть использованы различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач, решаемых судьей. Вместе с тем к основанию предъявляются определенные требования. Важнейшее из них — объективность основания.

Для правильного деления понятий необходимо соблюдать определенные правила. Их четыре. Они обеспечивают четкость и полноту деления.

  • 1. Соразмерность деления: объем делимого понятия должен быть равен сумме членов деления. Если эго правило не соблюдать, то может быть:
  • 1) неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия, известные современной теории и практике.

Например, деление понятия «система права». Известно, что части системы права — это отрасли права и институты. Если мы поделим понятие «система права» на такие составляющие, как конституционное право, административное право, международное право, гражданство, наследование, го в таком случае объем понятия останется нераскрытым.

2) деление с лишними членами, когда в деление включаются виды, не относящиеся к данному роду.

В качестве примера можно привести деление понятия «отклоняющееся поведение личности» (ОПЛ), которое осуществляют некоторые ученые. Используя в качестве деления данного понятия «формы ОПЛ», они делят его объем на следующие члены: алкоголизм, азартные игры, наркомания, проституция, суицид, преступления и добавляют такие формы преступлений, как преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти и т.д. В данном случае происходит деление с лишними членами, ибо конкретные формы преступлений не есть формы ОПЛ.

  • 2. Деление должно производиться только по одному основанию. Если это правило будет нарушено, то произойдет перекрещивание объемов понятий. Наш последний пример тому свидетельство. Деление оказывается непоследовательным и нечетким.
  • 3. Члены деления должны исключать друг друга. Они не должны иметь общих признаков, быть соподчиненными понятиями, объемы которых пересекаются. Например, при делении понятия «преступление против личности», может возникнуть такая ошибка, если члены деления будут включать в себя общие признаки. Иногда данная ошибка встречается в ответах студентов, когда они делят данный вид преступлений на убийство, умышленное причинение вреда здоровью, умышленное убийство, неосторожное убийство, побои, истязание, клевету, изнасилование, нарушение равноправия граждан, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления. Смысл ошибки состоит в том, что у отвечающего члены деления не исключают друг друга. Следует помнить, что убийства могут быть как умышленными, так и неосторожными.
  • 4. Деление должно быть непрерывным. Нельзя делать скачки в делении. При делении родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.

Вид «В» понятия «А» называется ближайшим, если нс существует понятия «С», которое было бы видом для «А» и родом для «В».

Так, понятие «армия» нужно разделить по типу, потом по виду, а затем по форме. Будет допущена ошибка, если, например, сделать так: армии делятся на социалистические, буржуазные, армии империалистических государств, развивающихся государств, армии постоянного состава, милиционные, смешанного типа. Такое деление лишено последовательности. Это называется скачком в делении.

Мерологическое деление (от греч. meros — часть) основано на отношении целого и части, сложного и простого. Такое деление предполагает расчленение целого объема понятия на простые составные части.

Например, понятие «судебная система Российской Федерации» включает Конституционный Суд РФ, конституционные суды республик, уставные суды областей и краев, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, городские суды, районные суды, военные и специализированные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд

РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Деление понятий нельзя путать с классификацией понятий.

Читать еще:  Как ухаживать за антуриумом в домашних условиях

Классификация — это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет постоянное, определенное место.

Классификация получается как результат предварительного последовательного многоступенчатого деления понятия. Это своеобразная система мерологических и таксономических делений понятий. Создавая классификации, важно иметь ввиду их относительный характер, поскольку классификация часто является огрублением действительного положения дел.

Вместе с тем, она имеет научный и практический характер. Классификация может быть естественная и вспомогательная. Первая производится по существенным, а вторая по несущественным признакам. Каждая классификация относительна, приблизительна. Ее целью является систематизация знаний. От деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Классификация образует развернутую систему, в которой каждый член деления делится па новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах и т.д.

Такова, например, классификация химических элементов (периодическая система Д. И. Менделеева), классификация животных в биологии и социально-экономических образований в общественных науках, классификация норм права, справочная классификация и др.

Классификация дает возможность рассмотреть многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды и типы и в огрубленной форме раскрыть связи между классифицируемыми предметами.

Знание логических операций с понятиями крайне необходимо судье. Деление и классификация понятий помогает правильно распределить предметы по группам, изучать их и, конечно, глубоко и всесторонне познать весь класс [1] в целом.

Знание видов и правил деления и классификации понятий также имеет непреходящее значение и в практической деятельности юристов, особенно в работе с людьми, при анализе событий и процессов, рассматриваемых в юридической практике. Например, оценка версий и гипотез, представленных в суд, где происходит их обоснование и опровержение, не может быть полной и всесторонней, если не будет проведено деление аргументов по их истинности и достаточности, если не будут классифицированы все действия и поступки лица, представленного судебному разбирательству.

Умелое оперирование понятиями — это не только основа формирования правильного мышления у студента, намерившегося стать юристом, но и условия и важнейший фактор определения эффективных мер воздействия на правонарушителей, это показатель квалификации юристов, а также критерий уважительного отношения граждан к правоохранительным органам страны в целом.

Сформированные навыки и умения но определению понятий позволяют судье корректно и четко формулировать судебные решения, квалифицированно оценивать заключения и выводы следствия, умело вести судебное заседание.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, отработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждений, полемики и вообще мыслеречевой деятельности юристов.

Дать полную логическую характеристику понятию — значит определить, к какому из видов оно относится и как его следует употреблять.

  • [1] Мы всесторонне не рассматриваем операции с классами, так как онине распространены в практической деятельности судей. Следует помнить,что этих операций четыре: а) объединение (сложение) классов; 6) пересечение (умножение) классов; в) вычитание классов; г) дополнение к какому-то классу «А».

Статья «Развитие у детей логических операций классификации и сериации»

Содержание понятий «классификация» и «сериация»

Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка.

Центральным показателем уровня интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже считает уровень сформированности операций классификации и сериации.

Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.

Классификация – логический прием, заключающийся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам. При классификации очень важен выбор основания. Под основанием классификации понимается признак, по которому данное множество делится на классы.

Из курса математики также известно, что при разбиении множества на классы необходимо выполнять следующие условия: 1) ни одно из подмножеств не пусто; 2) подмножества попарно не пересекаются; 3) объединение всех подмножеств составляет данное множество.

Данный логический прием по своей структуре является сложным действием и включает ряд отдельных операций: определение основания классификации, т.е. признака по которому она будет проводиться; разделение объектов на классы по выделенному основанию; отнесение того или иного объекта к своему классу; характеристика каждого класса; контроль результатов проведенной классификации.

Рассмотрим этапы формирования логического приема классификации.

1 этап. Классификация по внешним признакам.

Первым шагом в освоении детьми классификации является образование групп предметов, т.е. выделение из совокупности предметов тех, которые обладают одинаковыми свойствами, и объединение их в группу. Например, из множества геометрических фигур дети выбирают все круглые фигуры (и образуют из них группу), из множества игрушек — все маленькие игрушки и т.д.

Вторым шагом в освоении детьми классификации является распределение предметов с разными свойствами в разные группы. В игровых упражнениях и игровых обучающих ситуациях взрослый задает основание и указывает общие свойства каждой группы. Следующим (третьим) шагом в освоении классификации являются упражнения, которые помогают детям самостоятельно обнаруживать общие свойства классов. Задание, которое получают дети, состоит в том, чтобы разделить (разложить) все предметы по указанному признаку (цвету, длине, толщине и т. д.), определить количество полученных групп, назвать общее свойство каждой группы. Четвертый шаг в освоении детьми классификации — упражнения, которые помогают ребенку самостоятельно найти основание классификации. Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы разделить любую совокупность так, чтобы вместе оказались все одинаковые предметы.

Дети на данном этапе знакомят с алгоритмом классификации :

1. Выбери признак, по которому будешь раскладывать предметы на группы.

2. Разложи предметы на группы по этому признаку.

3. Дай название каждой группе.

Данный алгоритм запоминается детьми в процессе выполнения различных заданий на классификацию. Например, «Что где растет?» или «Что сажают в огороде» — детям предлагаются карточки с растениями, необходимо разделить их на группы (например, по месту произрастания); «Не ошибись» — бросать в корзины мячи в соответствии с цветом (красные мячи – в красную корзину и т.п.); «Одень куклу» — имеется одежда разных размеров, разного вида, необходимо разложить ее на группы (например, так, чтобы можно было одеть большую, среднюю и маленькую куклу); «Составь букет» — на прогулке (осенью) рассортировать листья (по цвету, форме и т.п.) и др.

Таким образом, в процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы; разбивать совокупность на группы по заданному основанию классификации; выделять основание классификации.

2 этап. Классификация по существенным признакам. В качестве упражнений, используемых на данном этапе можно предложить следующие: «Расставь посуду на полки», «Разложи одежду по назначению». Также сюда можно отнести дидактическую игру «Найди лишнее». Например: Что лишнее: сорока, воробей, голубь, муха? Почему? Назови отличительный признак.

3 этап. Моделирование. На данном этапе применяются 2 вида моделей классификации:

1) круги Эйлера (в программе «Детство» для этой цели используются обручи). Предметы могут распределяться по одному признаку (Например, по цвету. Положить в обруч все красные мячи, остальные мячи положить вне обруча. Какие мячи лежат внутри обруча? Все красные. Какие круги лежат вне обруча? Не красные.) Обруч можно образно «опредмечивать», например, он может быть планетой, а предметы внутри – обитателями планеты, может быть морем, а предметы – рыбками, блюдом, а предметы – конфетами и т.п. В соответствии с игровым действием обруч можно заменить другим предметом (например, машинкой, платком и др.).

Затем дети осваивают классификацию по двум признакам (Например, по цвету и форме. Детям предлагается разложить в два пересекающихся обруча фигуры так, чтобы в одном обруче были только красные фигуры, в другом – только круглые. А где будут лежать красные и круглые фигуры? Они будут находиться в пересечении обручей. А где будут лежать синие фигуры? И т.д.)

Как и на предыдущем этапе, здесь возможно образное «опредмечивание» обручей и блоков, использование вместо обручей других предметов. Благодаря этому создаются разнообразные игровые ситуации, для разрешения которых дети должны выполнить классификацию по двум признакам. Например, разделить конфеты между Крокодилом Генной и Чебурашкой так, чтобы Чебурашке достались все желтые конфеты, а Крокодилу — все прямоугольные конфеты и др. В каждом новом игровом упражнении задается новая пара признаков.

2) таблица игры «Засели домик». Детям предлагается расположить фигуры по цвету и по форме так, чтобы на каждом этаже жили фигуры например, похожие по цвету, но разные по форме. Каждый ребенок должен сначала решить, как он «расселит» фигуры. Условия «расселения»: все фигуры должны попасть в дом; на каждом этаже должны «жить» только одинаковые фигуры; в доме не должно быть пустых этажей. Воспитатель может потом спросить у детей: «Если я зайду в первый подъезд на 2-ой этаж – кто там живет? и т.п.».

4 этап. Мысленная классификация по существенным признакам. На данном этапе предлагаются дидактические игры следующего вида «Дополни предложение». Например, дополни предложение — обувь бывает…; одежда бывает…; посуда бывает … и др.

Таким образом, ребенок овладел классификацией, если он самостоятельно может разложить (практически или мысленно) предметы по одному или нескольким признакам на группы и дать название каждой группе, т.е. выделить отличительные признаки каждой группы.

Сериация – логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности какого-либо признака.

Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами (Примечание. Следует отметить, что для построения сериационного ряда необходимо взять как минимум 3 предмета.). Правило определяет, который элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу. Основными характеристиками упорядоченного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (или убывания значения) признака, на основе которого строится ряд.

Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность синтеза, анализа, сравнения.

Рассмотрим формирование данного логического приема в соответствии с выделенными нами этапами.

1. Этап практической сериации – на занятиях по математическому развитию начиная со 2-ой младшей группы детей учат строить сериационные ряды. Первоначально им предлагается 3 предмета с большой разницей между ними, в подготовительной группе – до 10 предметов и с меньшей разницей.

Детей знакомят со следующим алгоритмом построения сериационного ряда :

Читать еще:  Ле илария фиалка

1) выбери признак (длина, высота, размер, масса и др.), по которому будешь упорядочивать;

2) выбери направление сериации (по увеличению или уменьшению);

3) выбери самую …, сравни ее с остальными, поставь на 1-ое место;

4) выбери из оставшихся самую …, сравни ее с остальными и поставь на 2-ое место и т.д.;

В работе с дошкольниками предлагается следующая система игровых упражнений: построение сериационного ряда по образцу; продолжение начатого ряда; построение сериационных рядов по правилу с заданными крайними элементами; построение рядов по правилу от начальной точки; построение по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда; построение ряда от любого элемента; поиск пропущенных элементов ряда.

Усложнение сериационных заданий обеспечивается путем: постепенного увеличения числа объектов, которые необходимо упорядочить; уменьшения величинных различий между соседними элементами ряда; увеличением числа различительных признаков в предметах сериации (что способствует развитию умения абстрагировать свойства не только от самих предметов, но и от других свойств).

Первые упражнения ( первый шаг в освоении сериации ) должны помочь детям выделить основание сериации, т. е. тот признак, по которому можно упорядочивать, и осознать неизменность направления нарастания (или убывания) значения признака предметов. Материал для этих упражнений может быть самым разнообразным, но при подборе предметов должны соблюдаться следующие условия: предметы сначала различаются только упорядочиваемыми свойствами (высотой, длиной, яркостью цвета, размером и т. д.), затем — дополнительными свойствами (разные по высоте и цвету, по цвету и форме); количество предметов равно трем.

В следующих упражнениях ( второй шаг в освоении сериации ) число упорядочиваемых предметов увеличивается до пяти. Дети строят ряды как по нарастанию величины, так и по ее убыванию. Используются разнообразные упражнения на построение рядов: по образцу, с заданными крайними элементами, от заданной начальной точки (первый предмет ряда находится перед детьми), продолжение начатого ряда, исправление ошибок в построенных рядах.

В дальнейшем дети упорядочивают до 10 и более предметов в ряду ( третий шаг в освоении сериации ). Строят сериационные ряды из палочек Кюизенера и цветных полосок как по нарастанию, так и по убыванию значений одного и более признаков. Каждый построенный ряд анализируют с целью выявления относительности величины. Для этого взрослый предлагает ребенку выбрать любой предмет ряда и сравнить его с предметами, расположенными слева и справа.

Усложняются упражнения на исправление неправильных рядов реальных предметов или их изображений на картинках. Теперь в неправильных рядах единичные элементы пропущены в разных местах ряда или отсутствуют 2-3 элемента, непосредственно следующие друг за другом. Дети исправляют ошибки в рядах: находят пропущенные элементы и восстанавливают ряд.

Кроме этого детям предлагаются следующие игровые задания: 1) Матрешки собрались в лес по ягоды, но перепутали корзинки. Подбери каждой Матрешке корзинку. 2) Вспомним сказку «Три медведя». Как зовут персонажей? Помоги каждому медведю сесть на свой стул. Поставь каждому медведю кружку и ложку. Положи каждого медведя на его кроватку.

Родителям также можно предложить поиграть с детьми дома: «Кухонный набор» — подобрать к каждому пластиковому контейнеру подходящую по размеру крышку; составить контейнеры с крышками в виде башни; собрать все контейнеры в один, чтобы весь набор можно было упаковать в коробку и т.п.

2. Этап зрительной сериации – дети должны проводить упорядочивание предметов с помощью глазомера.

Например: «Найди длинный шарфик и поставь рядом с ним карточку с числом 1, затем найди шарфик немного покороче и поставь рядом с ним карточку с числом 2 и т.д.»

3. Этап сериации предметов по представлению.

На данном этапе детям предлагается упорядочивание картинок с изображением объектов, на которых явно не видна степень выраженности признаков. Например, упорядочивание картинок с изображением четырех времен года или частей суток. Задание: выбери картинку, на которой изображено, что было раньше и расставь картинки по порядку. Или детям предлагается следующая ситуация: Торопышка хотел рассказать по порядку о том, как происходит развитие растения, но перепутал картинки. Пронумеруй картинки и помоги Торопышке составить рассказ.

4. Этап моделирования. Детям объясняется, что если некоторые признаки предметов не видно, то их можно смоделировать. Например, полосками можно смоделировать скорость. Детям предлагают предметные картинки с изображением транспорта и спрашивают, какой транспорт движется быстрее, после этого предлагается для каждого вида транспорта нарисовать полоску нужной длины: самую длинную полоску – рядом с самым быстрым видом транспорта, самую короткую – рядом с самым медленным видом транспорта.

5. На этапе мысленной сериации дети решают логические задачи без моделирования.

Итак, ребенок овладел логической операцией сериацией, если он может самостоятельно построить сериационный ряд из 10 предметов и более как по нарастанию, так и по убыванию значений одного и более признаков; исправить ошибки в построенном ряду из реальных предметов или их изображений на картинках и доказать свою точку зрения.

Достижение высшей стадии логического мышления — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5 — 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

Основные правила определения через род и видовое отличие

1) Определение должно быть соразмерным.

Это означает, что объемы определяемого и определяющего по­нятий должны совпадать. Например, в определении «Квадрат — это четырехугольник с равными сторонами» допущена ошибка. Здесь объем определяемого понятия меньше объема определяющего поня­тия (в объеме определяющего понятия содержатся ромбы, которые необязательно являются квадратами).

2) В определении (или их системе) не должно быть порочного кру­га.

Круг возникает, когда определяемое понятие определяется через само себя. Круг в системе определений означает, что определяемое понятие определяется через определяющее, а определяющее через определяемое. Например: «Перпендикулярные прямые — это пря­мые, которые при пересечении образуют прямые углы. Прямые углы — это углы, которые образуются при пересечении перпендикулярных прямых».

3) Определение должно быть ясным.

Смысл всех терминов, входящих в определяющую часть, должен быть ясен и четко определен. Например, если дети не знакомы с прямым углом, им нельзя давать такое определение: «Прямоуголь­ник — это четырехугольник, у которого все углы прямые».

4) Определяемый объект должен существовать.

Иногда, давая определения по аналогии, допускают ошибки. Например: «Прямоугольный треугольник — это треугольник, у кото­рого все углы прямые». Для испрачения оплошности можно пред­ложить им нарисовать этот объект.

5) Принято называть ближайшее родовое понятие.

Для распознавания объекта необязательно проверять у него все существенные свойства, достаточно лишь некоторых. Этим пользу­ются, когда понятию дают определение.

Определение понятия — это логическая операция, которая рас­крывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.

Определение понятия позволяет отличать определяемые объ­екты от других объектов. Так, например, определение понятия «прямоугольный треугольник» позволяет отличить его от других треугольников.

Существуют различные виды определений. Различают явные и неявные определения (рис. 5). Явные определения имеют форму равенства двух понятий. Одно из них называют определяемым, другое — определяющим.

Например: «Прямоугольный треугольник — это треугольник, у которого есть прямой угол». Здесь определяемое понятие — «прямо­угольный треугольник», а определяющее — «треугольник, у которого есть прямой угол».

Самый распространенный вид явных определений — это опре­деление через род и видовое отличие. Приведенное выше опреде­ление прямоугольного треугольника относится к таким определени­ям. Понятие «треугольник», содержащееся в определяющем поня­тии, является ближайшим родовым понятием по отношению к понятию «прямоугольный треугольник», а свойство «иметь прямой угол» позволяет из всех треугольников выделить один из видов — прямоугольный треугольник.

Видовое отличие — существенное свойство, которое отличает ви­довое понятие от всего рода.

Структура определения через род и видовое отличие изображена схематично на рисунке 6. По данной схеме можно строить опреде­ления понятий не только в математике, но и в других науках.

Для понятия часто существует несколько родовых понятий, так, например, для понятия «квадрат» можно сформулировать разные определения:

Квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны;

— это ромб, у которого все углы прямые;

— это четырехугольник, у которого все стороны равны и все углы прямые;

— это многоугольник, у которого 4 равные стороны и 4 пря­мых угла.

Удобным считается первое определение, так как «прямоуголь­ник» — ближайшее родовое понятие по отношению к понятию «квадрат».

6) Желательно, чтобы определяющее не содержало избыточных свойств.

Удобно перечислить многие существенные свойства, но опреде­ление становится громоздким. При работе с детьми иногда это пра­вило нарушают. Например, ребенок спешит сообщить все сущест­венные свойства квадрата и дает такое определение: «Квадрат — это четырехугольник, у которого 4 прямых угла и 4 равные стороны».

Задание 4

Имеются пи логические ошибки в следующих определениях:

• параллельные прямые — прямые, не имеющие общих точек или совпадающие;

• смежные углы — это углы, которые в сумме составляют 180 гра­дусов;

• прямоугольник — это четырехугольник, у которого все углы пря­мые, а противоположные стороны равны;

• тупоугольный треугольник — это треугольник, у которого все углы тупые;

• перпендикулярные прямые — это прямые, которые перпен­дикулярны.

При формировании у детей начальных математических пред­ставлений чаще всего применяют неявные определения, которые не имеют формы равенства двух понятий, например остенсивные и контекстуальные определения.

Остенсивное определение— это неявное определение, при кото­ром называют и показывают объект, термин для которого вводят.

Определения посредством показа отличаются неза­вершенностью, неокончательностью, но именно они связывают слова с вещами.

При ознакомлении дошкольников и младших школьников с математическими понятиями, особенно Рис 7 в начале обучения, в основном используются остенсивные определения. Однако в дальнейшем это требу­ет изучения существенных свойств объектов, то есть формирования у детей представлений об объеме и содержании понятий, первоначально определенных остенсивно.

Читать еще:  Описание цветка дармеры

Контекстуальное определение — неявное определение, в котором содержание нового понятия раскрывается в контексте — отрывке текста.

Например, при формировании у дошкольников счетной дея­тельности детей учат правильно использовать количественные и по­рядковые числительные: «Чтобы ответить на вопрос «сколько?», надо считать так: один, два, три, — это количественный счет, а что­бы ответить на вопрос «который?», надо считать так: первый, вто­рой, третий, — это порядковый счет».

Контекстуальные определения остаются в значительной мере неполными, нечеткими, поэтому необходимо выявление существен­ных свойств таким образом определенного понятия.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Классификация, свойства и внешние отличительные признаки трикотажа

Трикотаж — это материал, получаемый из нитей путем ручного или машинного вязания и состоящий из соединен­ных между собой петель. Основным структурными элемента­ми трикотажа являются петля и накид, когда нить не провязывается, а накидывается на петлю.

В отличие от тканей, где нити закрепляются достаточно жестко, в трикотаже нити, образующие петли, находятся в более свободном состоянии и создают более подвижную структуру. Это придает трикотажу такие положительные свойства, как растяжимость, эластичность, мягкость, и отрицательные — низкую формоустойчивость и распускаемость.

По способу вязания различают поперечновязаный (кулирный) и основовязаный трикотаж. Кулирный способ предполагает прокладывание нитей путем последовательного изгибания и провязывания их в петли в горизонтальном направлении. Изготовление полотна производится в поперечном направлении. Такой трикотаж может быть получен из одной системы нитей в виде полотна, готового изделия и отдельных деталей. Характеризуется легкой распускаемостью по горизонтали, т. е. в направлении, обратном вязанию, а при обрыве нити — и по вертикали. Кулирный трикотаж представлен широким ассортиментом: от тонких гладких до объемных пушистых полотен и изделий.

В получении трикотажного полотна основовязаным способом участвует количество систем нитей, равное количеству петель в ряду (до нескольких сотен). Это позволяет одновременно провязывать все петли горизонтального ряда. Наращивание полотна идет в продольном направлении. Основовязаные полотна характеризуются небольшой тониной и гладкостью.

Направление хода нити в кулирном трикотаже аналогично расположению нитей утка в ткани, а в основовязаном — расположению нитей основы. Основовязаный трикотаж, в отличие от поперечновязаного, имеет меньшую растяжимость и большую формоустойчивость, роспуск полотна осуществляется только в направлении, обратном вязанию.

Трикотажные полотна классифицируются следующим образом:

по назначению: для бельевых, верхних, чулочно-носочных, перчаточных изделий, головных уборов и платков;

по волокнистому составу: однородные (из нитей и пряжи одного волокнистого состава) и неоднородные;

по способу вязания: поперечновязаные (кулирные) и основовязаные;

по группам: как поперечновязаные, так и основовязаные подразделяют на главные, производные и рисунчатые;

по видам переплетений;

по отделке: отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестровязаные, меланжевые, со специальными видами отделок.

Поперечновязаные (кулирные) переплетения подразделяются на следующие группы:

1) группа главных переплетений (рис.):

Рис. Поперечновязаные (кулирные) трикотажные полотна:

а— главные: 1 — гладь; 2 — ластик; б— производные: 3 — интерлок; 4 — производная гладь; в — рисунчатые: 5 — платированное полотно; 6 — фанг; 7 — полуфанг; 8 — ажурное

гладь (1) характеризуется ровной, гладкой лицевой поверхностью, образованной лицевыми петлями и рельефной шероховатой поверхностью, образованной изнаночными петлями. Лицевая и изнаночные стороны резко отличаются друг от друга. Обладает хорошей растяжимостью, паро- и воздухопроницаемостью. Легко распускается и закручивается по краям, что усложняет раскрой и пошив изделий;

ластик (2) представляет собой чередование лицевых и изнаночных петельных вертикальных столбиков по лицевой и изнаночной стороне полотна. Чередование лицевых и изнаночных столбиков может быть различным: один — лицевой и один — изнаночный, два лицевых и два изнаночных, а так­же другие комбинации. Отличительными свойствами ластика являются высокая эластичность, меньшая распускаемость по сравнению с гладью, большая растяжимость по ширине, хорошая формоустойчивость;

2) группа производных переплетений:

интерлок (3) получают путем перекрестного вплетения двух ластиков. На лицевой и изнаночной сторонах видны только лицевые петли даже при сильном растяжении. Центры лицевых петель по обеим сторонам полотна совпадают, так как петли расположены «спина к спине». В образовании каждого горизонтального ряда полотна участвуют две нити. Характерными для интерлока являются малая растяжимость и распускаемость, стойкость к истиранию, упругость и теплозащитность;

производная гладь (4) представляет собой чередование на лицевой стороне рядов лицевых и изнаночных петель. Обе стороны полотна имеют одинаковый внешний вид. Полотна плотные рельефные;

3) группа рисунчатых переплетений:

платированные (покровные) переплетения (5) вырабатываются одновременным прокладыванием двух петель различного цвета или волокнистого состава. Разновидностями являются: гладкие платированные переплетения, в которых при одновременном прокладывании двух нитей покровная выходит на лицевую поверхность, а грунтовая — на изнаночную, и рисунчатые платированные переплетения, которые получают поочередным провязыванием покровной или грунтовой нити. Полотна имеют красивый внешний вид. Гладкие переплетения отличаются от рисунчатых большей плотностью, растяжимостью и износоустойчивостью;

плюшевое переплетение получают из двух нитей: одна создает грунт, другая — ворс, который может быть разрезной или петельный. Благодаря ворсу это переплетение имеет красивый внешний вид, высокую теплозащитность, растяжимость и способность впитывать влагу;

прессовые переплетения отличаются тем, что кроме петли используется накид. Это переплетение повышает толщину и объемность полотна. Наиболее распространенным является фанг и полуфанг. Фанг (6) получают на основе ластика путем чередования в каждом горизонтальном ряду провязан­ных лицевых петель и непровязаных изнаночных петель, но имеющих накид. Обе стороны полотна одинаковы и похожи на ластик, но изнаночные петли хорошо видны даже без растяжения полотна по ширине. В полуфанге (7) каждый четный ряд провязывается, как ластик 1×1, нечетный — как фанг. Лицевая и изнаночная сторона напоминают ластик, но отличаются по форме лицевых петель: с одной стороны они имеют более вытянутую форму, с другой — более закругленную. В отличие от фанга, полуфанг более растяжим, обладает меньшей массой, плотностью и теплозащитностью.

По сравнению с ластиком фанг и полуфанг имеют меньшую растяжимость, но большую толщину, массу и прочность;

ажурные переплетения (8) получают на основе глади, ластика, интерлока, фанга или полуфанга, и отличаются наличием просветов в виде отверстий, образующих определенный рисунок. Просветы получаются в результате провязывания двух петель вместе и прокладывания накида. Ажурный трикотаж характеризуется хорошей воздухопроницаемостью, просвечиваемостью, небольшой массой, распускаемостью и формоустойчивостью;

начесные (футерованные) полотна изготавливают из двух нитей: грунтовой провязывают все петли, а подкладочная (более толстая) ввязывается в полотно в виде свободно провисающих отрезков нити. При отделке полотна подкладочная нить начесывается, и на поверхности создается застил. Отличительными свойствами является повышенная плотность, теплозащитность, мягкость, прочность и небольшая растяжимость;

жаккардовые переплетения отличаются наличием на лицевой стороне полотна цветного или рельефного узора. Различают одинарный и двойной жаккард. Одинарный жаккард имеет на лицевой стороне рисунок, а на изнаночной — протяжки из цветных нитей, соединяющие петли одного цвета в каждом горизонтальном ряду. Рисунок мелкий, так как длинные протяжки снижают прочность полотна. Двойной жаккард отличается наличием крупных цветных узоров. Вырабатывают полный и неполный жаккард. Если на изнаночной стороне в горизонтальном ряду чередуются петли разного цвета, то это неполный жаккард. Если петли горизонтального ряда имеют один цвет, то это полный жаккард. Характерными для жаккардовых полотен является небольшая растяжимость и распускаемость, повышенная толщина и масса, красивый внешний вид;

комбинированные переплетения получают сочетанием различных переплетений. Наиболее разнообразными комбинированными переплетениями являются трикотажный репс, пике, комбинированная гладь. Репс вырабатывают сочетанием глади и латекса. Он имеет на лицевой поверхности поперечные рубчики, малую растяжимость и распускаемость, высокую формоустойчивость. Пике получают сочетанием производной глади и неполного ластика. На лицевой стороне образуется мелкий узор в виде чешуек. Обладает малой растяжимостью, эластичностью и красивым внешним видом.

Основовязаные переплетения вырабатывают следующих групп и видов:

Рис. Основовязаные трикотажные полотна:

а — главные: 1 — цепочка; 2 — трико; 3 — атлас; б — производные: 4 — сукно; 5 — шарме; в) — рисунчатые: 6 — филейное

группа главных переплетений:

цепочка (1) — это петельный столбик, полученный из одной петли путем прокладывания ее на одну и ту же иглу. Распускается в направлении, обратном вязанию, имеет малую растяжимость. Используют в качестве бахромы в шарфах и платках, а также для комбинирования с другими переплетениями;

трико (2) вырабатывают путем смещения вертикального хода нити после провязывания петли на одну иглу влево или вправо. Отличается большей растяжимостью и распускаемостью, поэтому используется для получения комбинированных переплетений;

атлас (3) — одинарное переплетение, когда каждая нить последовательно образует петли сначала в одном направлении, затем возвращается обратно. Полотно имеет поперечную полосатость, что особенно заметно при использовании цветных нитей. Для атласа характерны закручиваемость краев, значительная растяжимость и распускаемость;

группа производных переплетений:

сукно (4) получают провязыванием петель не в соседнем ряду, как в трико, а через один ряд. На изнаночной стороне полотна протяжки между петлями образуют рисунок в виде «елочки», расположенной поперек полотна. По сравне­нию с трико сукно менее растяжимое и распускаемое, но более тяжелое и плотное;

шарме (5) изготавливают путем провязывания петель через два ряда, поэтому протяжки на изнаночной стороне длиннее, чем в сукне и образуют плотный застил. Для увеличения теплозащитности полученный застил может быть подвергнут ворсованию. Шарме тяжелее и толще, чем сукно, но меньше распускается и растягивается;

3) группа рисунчатых переплетений:

платированные (покровные) переплетения отличаются наличием рисунка, получаемого путем изменения цвета отдельных петель в определенной закономерности. Для их получения используются две разноокрашенные нити: одна выходит на лицевую поверхность полотна, другая — на изнаночную. Наиболее распространенными являются переплетения трико-трико, сукно-сукно, трико-сукно, трико-шарме, атлас-сукно, атлас-трико. Они имеют небольшую растяжимость и распускаемость, красивый внешний вид;

филейные, как и ажурные, в поперечновязанных переплетениях, отличается наличием рисунка из отверстий (различной формы и размера), получаемых в процессе вязания. Основой для выработки филейных полотен служат трико, сукно, атлас, комбинированные переплетения;

жаккардовые основовязаные переплетения по принципу образования рисунка имеют много общего с кулирным жаккардом. Бывают одинарные и двойные. Одинарные полотна вырабатывают гладким и рельефным переплетениями. В рельефном жаккардовом переплетении выпуклые рисунки получают из петель разной длины.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector